Дата выхода: октябрь 2006 года
Жанр: RTS
Разработчик: Relic Enterteiment
Похожесть: Warhammer: Dawn of War
Статья писалась в 2009 году, но с опорой на 2006 год.
Тема Второй Мировой в видео-играх имеет крайне высокую популярность. Десятки игровых проектов затрагивают тему самой кровавой мясорубки в истории человечесва, но только еденицы могут заслуживать пристального внимания публики. Такими были Commandos, Call of Duty 2, В тылу врага, такой получилась Company of Heroes. Проект, в разработку которого было вложено уйма денег и сил, в считанные дни получил мировую популярность, звание "стратегия года" и "лучшая графика года".
Тема высадки в Нормандии (пляж Омаха, побережье Франции), многим из нас, признаемся, надоела по самую задни категорически надоела. Но чего поделать, если главными героями в игре являются американцы - русских сюда не завезли. Из трех зон высадки, пригодных для стратегии (Omaha, Sword, Juno), разработчики выбрали именно Омаха. Первая миссия кампании - Omaha Beach: плоский берег, противотанковые ежи, пара немецких дотов - все знакомо до боли. В командование нам дается несколько отрядов бравых американцев - наша первичная задача - убрать пехоту с линии огня. Перебежками от ежа к ежу, протаскиваем своих подопечных вперед. Делаем это быстро, потому что пушки уничтожают ежи, и солдатам придется бежать по открытой местности, подвергая себя знакомству со свинцом. Далее закидываем пулеметный дот гранатами и динамитом, прорываемся к бункеру, подрываем и его. Нас начинает оттеснять немецкая пехота, но мы подбираем легкие пулеметы, и вот уже линия боя смещается все дальше от берега. Все гремит, взрывается, стонет. Некоторые схватки (как правило, с крепкой живучей пехотой), затягиваются на 2-3 минуты. Дальше прерываем подход подкреплений к немцам и уничтожаем береговые орудия. Первая миссия проходится на одном дыхании, но знакомство с основными фишками игры впереди. Следующие три миссии будут локальными, но игра только наращивает "мясо". На пятом нашем задании - Montebourg - мы получаем 3 танка, 3 бронемашины, бронетранспортер и подразделение пехотинцев. Как бы не сделать неловкий шаг и не потерять бесценную технику. Естественно, без разведки никуда, поэтому юркая пехота тоже бесценна. На поле боя каждый боец на вес золота. Игра набирает обороты, и вот уже на двенадцатой миссии - Mortain - нам предлагают защищать "Высоту 317" в течение 30 минут. Задача не из простых.
Нет, компания "Геройской братвы" не проходится на одном дыхании - кто-то забросит ее, не пройдя и полпути. Для них заготовлены режимы "Схватка" и "Сетевая игра". В "Схватке" ты можешь самостоятельно выбрать карту боя, условия поединка, сторону (США или Германия), количество игроков. После непродолжительной загрузки перед нами откроется концепция всеми знакомой Warhammer: Dawn of War от той же Relic Enterteiment: игрок командует отрядами бойцов, а не отдельными единицами (исключение составляет техника и уникальные боевые единицы), во главу угла поставлена борьба за ресурсы (каждая контрольная точка приносит ресурсы: боеприпасы - запас взрывчатки, используется для больших взрывов и увеличения огневой мощи, горючее - топливо для техники, средство к различным апгрейдам техники, и личный состав - необходим для постройки зданий и создания войск). Очень привычный игровой процесс, воспринимающийся на ура! Выбираем принцип ведения войны (например, десантный вариант с возможностью высадки десантных отрядов, высадки пушек и получения боеприпасов, или вариат "Блицкрига" - больший обзор контрольных точек, вызов тяжелой пехоты и так далее; всего таких специализаций по три на кажду сторону) и в бой. Поначалу бои идут локальные, с участием легкой техники и выносливой пехоты. Ближе к середине игры на поле боя подбираются тяжеловесы: "Шерманы", "Панзеры", "Пантеры", "Тигры", "Крокодилы" и многие другие. Главный минус "тяжелой кавалерии" - небольшая мобильность. Тяжелые танки передвигаются с небольшой скоростью, становясь хорошей мишенью для артиллерии противника. Однако при грамотной поддержке пехоты такие машины способны изрядно потрепать вражеские позиции.
Янки избрали вначале весьма странную тактику...
Убивая врагов и удержия контрольные точки, мы имеем возможность, так сказать, изучить определенные умения. Например, ковровая бомбандировка укреплений противника (такое умение есть и у американцев, и у немцев), вызов десанта (только у американцев), вызов самого мощного танка в игре - "Тигра", способного протянуть в сражении огромное количество времени. Использование каждого умения стоит определенных ресурсов, поэтому и тут придется пошевелить мозгами.
Немецкий миномет способен доставить недругу увесистых неприятностей..
Company of Heroes прожила бы очень долгое время, будь у нее достойный мультиплеер. Нет, все тут вроде в порядке: как в любой уважающей себя RTS, тут надо, прежде всего, выстроить оборонительную линию, заминировать подходы к контрольным точкам, грамотно расставить снайперов, пулеметчиков и доты, разумно тратить ресурсы. Все портит игровой баланс: тут Relic дала маху - как ни крути, а бравые янки с их возможностями открыть туман войны и разбомбить базу противника, высадки в любую точку карты пушек и десанта, с легкостью уделывают "тяжелых" немцев - тем только и остается, как зажаться у себя на базе. Никакие "Панзеры" и "Тигры" ситуацию не выручают - техника глохнет еще на выезде с конвейера. Не дело это.
А вот и точное попадание.
Если бы не этот досадный промах, Company of Heroes стала бы игрой десятилетия - высоко-детализированная графика, впечатляющие спецэффекты, стремительный и, тем не менее, тактический игровой процесс оставляют самые лучшие впечатления - эта RTS получилась дико быстрой, эффектной, стильной. Происходящее на экране завораживает до глубины, ты как-будто не играешь, а смотришь очередной киноблогбастер.
Но как и любая вещь, игра со временем надоедает. На выручку, по-идее, должен был прийти сетевой режим, но тут с ним неурядица. Тем не менее, Company of Heroes - лучшая стратегия 2006 года. Ее соперницы-конкуренты: "Join Task Force" и "В тылу врага 2" не оправдали возложенных ожиданий: JTF страдала прямолинейностью и однообразием миссий, ВВ 2 - не слишком удобным управлением, куцей сюжетной линией, недоработанным туманом войны, различного рода мелкими ошибками. Поэтому успех Company of Heroes был гарантирован - около 90% всех игровых изданий признали релиз от Relic лучшим.
Музыку для игры сочинил, кстати, Джереми Соул - один из самых известных и уважаемых композиторов в мире. Помимо написания потрясающих саундтреков к таким играм, как The Elder Scrolls 4: Oblivion, Prey и U-WARS, Джереми активно выступает с концертами, помогает начинающим композиторам и, по его словам, обожает видеоигры.
Немецкий танк Ostwind - гроза для пехоты:
В бой пошли "тяжеловесы".
Вы думаете это конец? Ошибаетесь. Скоро янки проведут "Блицкриг" на юге карты, и игра затянется на еще один добрый час.
Удачно заехали, но..
Ostwind без главного оружия - обреченная бесполезная жестянка.
Пантера во всей красе.
Крайне неравный бой: "Шерман" загнется после двух залпов немецких танков.
Такая картина в игре - сплошь и рядом, но обычно под конец контроль над боем ведет тяжелая техника.