Досье: Дауд aka Клинок Дануолла
"Его руки творят зло, но в душе он мечтает о другом."
Ассасин Дауд, убийца и спаситель империи, - личность явно незаурядная, яркая, запоминающаяся. Он не укладывается в примитивную схему: "хороший персонаж" - "плохой персонаж". В процессе прохождения собственно Dishonored он вызывает, естественно, преимущественно негативное к себе отношение. Оно и понятно: убийство беззащитной женщины на глазах у ребенка мало у кого способно породить симпатию. Однако стоит ознакомиться с дополнениями "Клинок Дануолла" и "Бригморские ведьмы", как ваше отношение к этому "плохишу" может существенно измениться. Анонсируя сюжетные DLC с Даудом в качестве протагониста, ребята из Arkane Studios обещали показать нам оборотную сторону медали и позволить нам взглянуть на трагические события, последовавшие за гибелью Джессамины Колдуин, глазами ее убийцы. На мой взгляд, с заявленной задачей они более чем справились. При всей моей искренней любви к Корво, Дауд, мне кажется, более других персонажей Dishonored заслуживает право на составление персонального досье. Так что voilà!
Предыстория
Родился будущий Клинок Дануолла 13 числа месяца льда 1795 г. на Серконосе. Поговаривают, что мать его была ведьмой с одного из архипелагов близ Пандуссии, которую захватили в рабство серконосские пираты. Когда корабль вернулся обратно в порт, капитана вроде как уже не было в живых, а командой заправляла беременная бывшая рабыня. Впрочем, народная молва склонна все преувеличивать. На самом деле навыки этой женщины не шли дальше травничества, изготовления ядов, спрятанных ножей и ловких трюков. Да, она была волевым человеком, могла заставить людей поступать в соответствии с ее желаниями, но все это не имело никакого отношения к силе, даруемой Чужим. То была ее собственная сила - сила человека, привыкшего годами выживать в суровых условиях вдали от цивилизованного общества. От матери маленький Дауд унаследовал не только твердый характер и умение добиваться своего, но и ряд способностей (в том числе и небывалую ловкость рук), проявившихся уже в раннем детстве. Однажды эти способности привлекли внимание некоего таинственного субъекта, похитившего мальчика прямо со школьного двора.
В 1811 г., в возрасте 16-ти лет Дауд покидает родной остров и отправляется в столицу Островной Империи - Дануолл. С этого момента начинается его карьера наемного убийцы. Он безжалостно расправляется с торговцами, офицерскими чинами, благородными дамами, не взирая ни на пол, ни на социальный статус своих жертв, чем и обращает на себя внимание дануолльской стражи. А спустя некоторое время он неожиданно исчезает из поля зрения столичных властей. Приобретший определенную известность киллер покидает Гристоль (главный остров Империи) и несколько лет проводит в странствиях по Островам. Он изучает анатомию, оккультные науки, занимается поисками таинственных святилищ и артефактов. Возможно, он даже проводит зиму в Академии натурфилософии, правда, еще до того, как ее возглавит Антон Соколов. Есть все основания полагать, что интерес Дауда к оккультизму и "темному искусству" был продиктован единственной целью - снискать благосклонность Чужого, о котором он узнал, еще живя на Серконосе. Долгое время он упорно искал встречи со всемогущим Некто и в конце концов нашел ее. Точных сведений о том, когда Дауд получил метку, нет, но предположительно это произошло около 1820 г. Ему было тогда двадцать пять.
Отмеченный Чужим Дауд возвращается в столицу и решает расширить свое "дело". В богом забытых трущобах на окраине города он обустраивает "штаб-квартиру" и начинает собирать вокруг себя банду из числа бывших наемников, беспризорников и прочих отбросов общества. Он дарует им часть своей силы и своих сверхспособностей, полученных от Чужого, требуя взамен беспрекословной преданности и неукоснительного исполнения порученного. И это был вполне справедливый обмен, ведь отринутые всеми изгои, присоединившись к Дауду, избавлялись от одиночества и получали то, в чем нуждается любой человек, - покой и уверенность в завтрашнем дне. Ради этого они сражались за него и убивали для него.
Талантливый имиджмейкер, по-другому и не скажешь, Дауд придумывает для своих парней особый дресс-код, отличающий их от прочих криминальных и субкультурных сообществ города, - темная кожаная одежда и маски рабочих с жироварен. Благодаря этим маскам его ассасины войдут в историю как Китобои. Пройдет еще немного времени, и Китобои станут самой опасной бандой Дануолла, элитой преступного мира столицы. Самые влиятельные люди Империи будут щедро платить им за устранение врагов по всему Гристолю. Их руки обагрит кровь ученых и служителей закона, неверных жен и мужей, аристократов-педофилов и честных политиков. Они не будут брезговать никакими заказами, будут выполнять их четко, безжалостно и в срок.
С юности избрав Путь Крови, Дауд неуклонно следует ему, вовсю используя способности, дарованные Чужим. Он не собирается останавливаться ни перед чем в своем стремлении прогнуть этот мир под себя. С годами вокруг него возникает ореол зловещей таинственности. Он превращается в легенду. Говорят, будто он приходит из ниоткуда и исчезает в никуда, будто способен мгновенно перемещаться в пространстве и одним взмахом руки дистанционно лишать жизни своих жертв. Дануолльцы страшатся одного имени его, хотя мало кто из них видел его воочию. Тот же, кто видел, описывает главаря Китобоев как личность поистине демоническую, омерзительную и завораживающую одновременно. "Его тело было покрыто ранами, - вспоминал один из выживших после встречи с Даудом, - по нему ползали мерзкие гады... На земле простиралась его длинная тень, которая ясно говорила, кто он такой: рогатая тварь, окутанная смрадом ереси... Воистину его сердце холоднее тивианского льда". Обладающий нечеловеческой силой и быстротой реакции, в глазах обывателей он предстает практически сверхчеловеком, которого не берут ни мечи, ни пули. Клинком Дануолла и "самым страшным и знаменитым ассасином нашего времени" называют его. Где бы ни упоминалось имя Дауда, на грязных улицах или в высоких кабинетах и роскошных гостиных, говорящие о нем невольно переходят на почтительный шепот. Он же воспринимает все это как должное. До поры до времени он и не задумывается о последствиях однажды сделанного выбора. То, что 18-ый день месяца земли 1837 г. станет роковым для него, для Дануолла и для Империи в целом, Дауд поймет слишком поздно, когда уже ничего нельзя будет исправить.
"Она была особенной..."
Лорд Хайрем Бэрроуз, глава имперской тайной службы, не раз пользовался услугами Китобоев для решения своих служебных и личных проблем. Приняв решение избавиться от императрицы, он ни минуты не колебался с выбором исполнителей, и последнее, что почувствовала умирающая женщина, был клинок Дауда. Но в тот момент, когда бездыханное тело жертвы рухнуло на мраморные плиты беседки, в безжалостном убийце "что-то сломалось". Смерть Джессамины Колдуин разделила его жизнь на две части: до и после. Она стала той чертой, которую ему одновременно и не следовало переступать, и необходимо было переступить, чтобы получить шанс на искупление. Она стала вершиной его "карьеры" и началом его перерождения. Неожиданно для себя Дауд вдруг осознал - с него довольно крови.
Убийство императрицы породило в жестоком ассасине сомнения в правильности выбранного некогда Пути. Он все чаще стал задумываться о возвращении на родину, на Серконос, покинутый восемнадцать лет назад. В нем затеплилась надежда на новую жизнь, вдали от проклятой, прогнившей до основания столицы. Слава и деньги перестали прельщать его. Теперь он мечтал лишь о месте, где смог бы скрыться ото всех. Ему больше не нужно было света и кровавой славы, он хотел просто покоя, однако содеянное не отпускало его.
Перемены, произошедшие с Даудом, не укрылись ни от Чужого, ни от его собственных людей. Первый ясно дает понять, что охладел к бывшему фавориту, история которого подходила к концу. Максимум, что он может сделать для отверженного последователя, - позволить самому выбрать финал этой истории и преподнести ему "последний подарок" - имя "Далила". Словно за последнюю соломинку хватается Дауд за эту подсказку и начинает расследование. Постепенно загадочное имя обретает смысл и плоть. Далила Копперспун родилась в Башне. В детстве ей нередко доводилось проводить время в обществе принцессы Джессамины, ее ровесницы. Когда девочки выросли, их пути разошлись. Джессамина унаследовала Империю, а Далила, получив знак Чужого, основала собственный ведьминский ковен. Установив, кто скрывается за дарованным именем, Дауд принимается за поиски его обладательницы. Оказывается, Далила тоже интересуется им, и вовсе не с дружелюбными целями.
Торопясь разгадать загадку, Дауд и не замечает, как вокруг него самого сгущаются тучи предательства. Билли Лёрк, некогда лучшая ученица, а теперь доверенное лицо и правая рука главаря Китобоев, не смогла примириться с его чувством вины за убийство императрицы. Посчитав душевные метания и раскаяние патрона слабостью, она решает сместить его. Подобные намерения оказываются наруку Далиле. Вместе они организуют нападение Смотрителей на логово ассасинов, но их план по устранению Дауда терпит фиаско. Вот тогда-то и наступает мoмeнт истины. Билли не остается ничего иного, как признаться во всем. С этой минуты ее судьба полностью оказывается в руках бывшего наставника. Он волен либо убить ее, либо отпустить на все четыре стороны, и он знает, что любое его решение будет иметь свои последствия.
Как бы Дауд ни поступил с Билли, его поиски Далилы продолжаются. В конце концов он находит ее в Бездне (план Чужого) за проведением ритуала, призванного навсегда изменить судьбу Империи. С детства завидовавшая Джессамине ведьма теперь собирается вселиться в тело ее дочери Эмили и, заместив собой личность девочки, управлять государством. У Дауда остаются буквально считанные минуты, чтобы остановить ее, и он останавливает. Никто никогда не узнает, чего стоило ему спасти юную принцессу и не дать ей превратиться в марионетку Далилы. Никто, кроме Чужого. Не узнает об этом и Корво.
Встреча бывшего лорда-защитника и Клинка Дануолла состоится уже после того, как с Далилой будет покончено. Течение реки принесет лодку с полуживым от яда Корво в Затопленный квартал прямо в руки Китобоев. Главарь убийц бросит взгляд на беспомощного врага и... не найдет в себе сил расправиться с ним. Неожиданно для себя он увидит в нем, тоже серконосце, полного надежд юношу, каким когда-то был он сам. Он объявит своим людям, что намерен выдать "человека в маске" Хэвлоку за баснословное вознаграждение, но того ли он желал на самом деле? Мог ли Дауд после предательства Билли позволить себе быть откровенным с теми, кто его окружает? Отобрав у Корво оружие и поместив под охрану парочки ассасинов, он фактически дает ему шанс восстановиться. Убийца императрицы знает: рано или поздно их встреча состоится, и кровавый долг будет уплачен. Он видел это не раз в ночных кошмарах, заставлявших его просыпаться в холодном поту. Однажды сон становится явью. После непродолжительного поединка Клинок Дануолла сдается на милость Корво, дабы раз и навсегда поставить жирную точку в истории под названием "Дауд". Трупом или безымянным пассажиром он в любом случае покинет этот больной, мерзкий город и обретет-таки, на том или этом свете, вожделенный покой.
Сверхспособности, дарованные Чужим
Как любой избранный, отмеченный знаком Чужого, Дауд обладает определенным набором магических сверхспособностей. Всего их десять: пять активных и пять пассивных. Играя за прославленного ассасина в DLC Клинок Дануолла и Бригморские ведьмы, у нас есть возможность прокачивать дарованные ему способности, вкладывая в них руны (разновидность коллекционных предметов). Каждая способность допускает два уровня прокачки. Дауд, как известно, является не героем-одиночкой, а главарем целой банды, и некоторыми из своих способностей он может делиться со своими подопечными. К числу таковых относятся: Перенос, Изгиб времени, Притягивание, Живучесть и Смертельная тень. Кроме того, предводитель Китобоев может в любой момент призвать себе на помощь одного из подручных, боевые качества которого будут зависеть от степени прокачки способности Призыв ассасина. Несмотря на довольно-таки скудный, на первый взгляд, перечень способностей, прокачать Дауда полностью не получится даже при наличии переноса сохранений из Клинка Дануолла в Бригморских ведьм. Так что развивая персонажа, придется думать, какие навыки и умения выбрать. В зависимости от предпочтительного стиля игры, возможны различные схемы прокачки.
В DLC наиболее опасными противниками Дауда оказываются бригморские ведьмы, также обладающие магическими способностями. Как и Дауд, Далила может делиться со своими товарками рядом умений, в частности Переносом, что несколько осложняет открытые столкновения с насельницами поместья Бригмор и финальный бой с предводительницей ведьминского ковена.
Если же сравнить наборы магических способностей Корво, Далилы и Дауда, то выясняется, что уникальной способностью последнего, присущей только ему, является Притягивание. С ее проявлением мы впервые сталкиваемся в прологе оригинальной игры, когда Корво оказывается подвешенным в воздухе без возможности пошевелиться. Однако в DLC, события которых происходят уже после убийства Джессамины, данная способность появляется у Дауда только в Бригморских ведьмах, а в Клинке Дануолла (сюжетно он предшествует Ведьмам...) она отсутствует. Вот такой парадокс.
Выборы игрока и сюжетные нестыковки
И собственно Dishonored, и дополнения к нему дают игроку право выбирать: лишать ли противников жизни или нет. Такая возможность распространяется как на рядовых врагов, так и на боссов. В зависимости от принятых ранее решений дальнейшее развитие сюжета до определенной степени меняется. Однако этот, казалось бы, явный плюс (свобода выбора!) на поверку оборачивается рядом сюжетных нестыковок между оригинальной игрой и DLC к ней.
Так, например, играя за Корво, мы можем "разобраться" с Даудом четырьмя различными способами. Проникнув в логово Китобоев, наш протагонист волен либо просто по-тихому украсть у киллера ключ и незаметно скрыться, либо исподтишка придушить его, а потом добить клинком, либо вступить с ним в открытый поединок, победить и, выслушав краткую исповедь, пощадить его, либо все же убить злодея, несмотря ни на что. В любом случае, будет Дауд жить или нет, решает игрок, и только он.
В Бригморских ведьмах судьба убийцы императрицы решается несколько иначе. Все зависит от стиля прохождения прежних глав. Если Дауд откажется от крови и будет "хорошим мальчиком", предпочитающим искать обходные пути, а не махать мечом направо-налево, его встреча с Корво окончится пощадой: после краткой речи поверженного убийцы бывший лорд-защитник просто развернется и молча уйдет. Если же наш Дауд не одумается и продолжит оставлять после себя горы трупов, рандеву с Корво ему не суждено будет пережить. И смерть, и пощада представляют собой заскриптованные сцены, повлиять на исход коих игрок не в состоянии. В итоге может оказаться так, что выживший в оригинальной игре Дауд умрет в дополнении, а может и наоборот: убитый в Dishonored Клинок Дануолла таки выживет в DLC.
Есть между основной игрой и дополнением и менее значимая сюжетная накладка. Если Корво устранит Дауда с прокаченной способностью Смертельная тень, то его тело мгновенно обратится в прах. Однако в случае смерти Дауда в дополнении за заключительными титрами последует сцена прощания и погребения: тело убийцы императрицы сожгут, предварительно погрузив его в лодку, качающуюся на водах Затопленного квартала. Коли Клинок Дануолла был пройден с малым количеством жертв, и Билли Лёрк сохранили жизнь, она придет, чтобы проводить своего наставника в последний путь.
И напоследок пару слов о самом значительном, на мой скромный взгляд, сюжетном упущении сценаристов Dishonored. Оригинальная игра, как известно, может закончиться либо смертью, либо воцарением наследной принцессы Эмили. Таким образом, "добрые" разработчики дают Корво право на ошибку, право не справиться и все потерять. А вот Дауд в дополнении такого права оказывается лишен. Он по-любому одолеет Далилу и спасет будущую императрицу. Если позволить ведьме завершить ритуал, то игра воспримет это как смерть протагониста и предложит загрузить ближайшее сохранение. Хотя было бы куда интереснее, коли б и Дауду позволили не справиться. Представляете, в оригинальной игре Корво спасает девочку, все радуются и даже не подозревают, что перед ними лишь внешняя оболочка дочери покойной Джессамины, внутри которой живет куда более зловещая личность. Вот это был бы финал!!! Как думаете?P.S. В Dishonored 2 сам Дауд не появляется, но нам все равно не дают о нем забыть. Его упоминает Чужой при первой встрече с протагонистом. Дважды за игру можно найти отрывок из дешевого романа "Клинок Дануолла" (в русской локализации "Нож Дануолла"), описывающий психологическое преображение убийцы императрицы после содеянного. В одном из домов Карнаки хранится портрет легендарного ассасина кисти Антона Соклова. Да и название судна, ставшего нашей базой, "Dreadful Wale", есть не что иное, как анаграмма от "Farewell Daud" - "Прощай, Дауд". И это не удивительно, ведь его капитан когда-то близко знала печально знаменитого главаря Китобоев. Удивительно другое: почему в русской локализации он превратился в "Падший дом"?
При подготовке досье использовались внутриигровые документы, статьи, посвященные Дауду, с