Самое бессмысленное и беспощадное общественное событие – русский бунт. О нем неплохо рассказал Александр Пушкин в своих работах «История Пугачевского бунта» (1834) и «Капитанская дочка» (1836). Самая бессмысленная и беспощадная видеоигра – Doodle Jump, почему то обделенная вниманием на Gamer.ru. Рассказывать о ней буду я, прямо сейчас (2011) – ведь, в отличие от бунта, эту игру стоит увидеть вопреки ей самой.
Doodle Jump (далее замикшируем до DJ) бессмысленна потому что натурально не имеет ни конца, ни цели. Цель этой примитивной «казуалки» – прыгать все выше и выше по платформам в роли странного существа по имени Дудлер (Doodler). Дудлер сам по себе выглядит бессмысленно, нелогично, антиэволюционно – у него зеленая кожа, большая голова, перетекающая в четыре тоненькие ножки – и хобот, из которого герой исторгает маленькие пульки. Пульки нужны Дудлеру, чтобы сбивать мешающих продвижению к неведомой высоте злодеев. Злодеи же изменяются в зависимости от декораций, в которых происходит запрыг в бесконечность и выглядят обычно как монстры-инопланетяне (для Дудлера – скорее как соседи по лестничной клетке).
Привет, меня зовут Дудлер, хочу, чтобы вы сделали игру, cуть такова...
Декорации, в свою очередь, маскируются под обычную школьную тетрадь. Зачастую клеточки разукрашены: кладбище, джунгли, космос (нарушение законов гравитации налицо) – и прочие места, обновляемые с новыми версиями игры. Порой на платформе может оказаться пружина или батут, подбрасывающие четвероногого на десяток метров выше, а в особо счастливом случае – ракетный ранец или шапочка с пропеллером, уносящие уже в заоблачные дали. Как компенсация подобных прелестей, платформы редеют на глазах и начинают нервенно ездить в разные стороны, усложняя задачу по достижению непонятно чего. Место игрока среди всей этой бессмыслицы предельно просто – так как Дудлер прыгает автоматически, при касании твердой поверхности, нам надо лишь направлять его точно на платформу – наклоняя смартфон или проводя пальцами по экрану.
Собственно, все. Можно прыгать, а можно не прыгать. И остается разобраться с беспощадностью. Она, родимая, заключается не столько в сложности – Дудлер легко промахивается мимо островков почвы, не имеет линейки энергии и умирает от единого соприкосновения с себе подобными. Беспощадность DJ – в той непринужденной легкости, с которой она высасывает ваше время. В феноменальном, не поддающемся рационализированию всемирном успехе. Чтобы обозреть вершину этой популярности, достаточно указать на размер мирового рекорда в прыжках – по разным данным он колеблется от ШЕСТИ МИЛЛИОНОВ очков, до ОДИННАДЦАТИ. Для сравнения, за полтора часа упражнений мне удалось достичь счета всего в 35 тысяч. Также существует некая лига «дудлджамперов», где странные фанаты, сотни их, соревнуются в нескончаемом восхождении.
Это, конечно, ужасно. Ведь есть гораздо более осмысленные (и щадящие) игры в том же жанре – например, Abduction! – не только с бесконечными прыжками, но и с настоящей кампанией из логично кончающихся уровней. Но людям по всему миру, видимо, того и надо – бессмысленности и беспощадности, чтобы занять время, которое так трудно проводить с Марио или там Шпенглером. И вот уже сам, даже признавая всю ничтожность DJ, ты включаешь в метро не Okamiden и даже не «Злых Птиц» – потому что тут можно одной рукой, без кнопок, лениво поворачивая смартфон. Проще, выше, быстрее. Чизбургер мне, с картошкой и колой – и кричите уже свое «Свободная касса!».