В послужном списке Pandemic значатся самые разнообразные проекты: стратегии (Dark Reign и Full Specrum Warrior), боевики (Mercenaries 1-2), сетевые шутеры (Star Wars: Battlefront I-II) и другие игры разных жанров. К сожалению, в последнее время студия перестала радовать своих поклонников качественной продукцией. The Lord of The Rings: Conquest походил на дешёвый клон Battlefield, только с эльфами, гномами и назгулами. А из Mercenaries 2: World in Flames и вовсе вышла «проходная пустышка», в которой не было ничего, кроме обилия ярких взрывов. Разумеется, после таких неудач к очередной разработке многие относились с нескрываемым скепсисом. Однако боевик в сеттинге Второй Мировой войны под названием The Saboteur стал приятной неожиданностью. Стало даже немного жаль, что боссы Electronic Arts приняли решение о закрытии Pandemic. Красивая получилась лебединая песня.
The Saboteur переносит нас в одно из самых чарующих мест Старого Света – в Париж. Время действия – 40-е годы прошлого века, столица Франции оккупирована войсками Третьего Рейха. Главный герой, автомеханик и по совместительству гонщик из Ирландии по имени Шон Девлин, оказался в окружении. Его не особо волнует происходящее вокруг безобразие, поэтому он предпочитает проводить свободное время в баре, развлекаясь с полу- и совсем обнаженными француженками.
Но нацистов наш подопечный не любит, и причина кроется совсем не в политических взглядах. Дело в том, что немцы застрелили лучшего друга Шона. Подходящая причина для МЕСТИ. Неудивительно, что протагонист принимает предложение подсевшего к нему незнакомца начать подпольную деятельность.
Нет смысла даже пытаться искать тут историческую достоверность. Повествование близко к реальности не больше, чем фильм «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. Проблема истории The Saboteur в другом - в здешнем мире откровенно комикс-фантастические вещи соседствуют с попытками превратить происходящее чуть ли не в военную драму. Непосредственно поиску того самого НЕГОДЯЯ и отмщению уделено совсем мало внимания.
В основном же Шону приходится помогать друзьям по сопротивлению зачищать кварталы от неприятелей. Обязательные атрибуты на месте: предательство, любовная история, есть даже агенты иностранных спецслужб. Всё это бессистемно свалено в одну кучу, изредка развлекает неожиданностями и высококлассными CG-роликами, но в большинстве случаев персонажи разыгрываются сценки по старинной манере - замирают друг напротив друга и открывают рты. Что, впрочем, компенсируется добротной актерской работой с незатасканным французским прононсом.
The Saboteur представляет собой «песочницу обыкновенную». Париж с пригородами находится в полном распоряжении Шона. Ему позволено свободно бродить по окрестностям этого прекрасного города, не забывая заглядывать к товарищам и получать разнообразную работёнку. Сами поручения абсолютно традиционны. Вот одного из участников сопротивлению похитили, и его срочно нужно спасать, пока не раскололся. Вот немецкий генерал разбушевался, и требуется устранить самодура. Вот кто-то желает прокатиться к указанному месту, и Шон выполняет роль водителя. Естественно, неоднократно придётся взрывать вышки и топливные склады, давить «особо важных персон» и сотнями уничтожать неприятелей. На первый взгляд, ничего выдающегося. Но самое интересное начинается после выслушивания очередной мольбы о помощи.
В The Saboteur важен сам процесс. Во время отдельных вылазок Шона ведут за ручку, любезно указывают, куда он должен забраться, что сделать. Отдельные миссии скоротечны и ограничиваются, к примеру, побегом от превосходящих сил противника или слежкой. Некоторые состоят из нескольких больших участков, в каждом из которых могут быть совершенно разные цели. Одни уровни линейны и построены по принципу «тра-та-та, пристрели всех». В других, наоборот, вынуждают работать без лишнего шума. А иногда героя оставляют один на один с мишенью, и он может сам выбирать способ исполнения – пожалуй, самые интересные задания.
Никто не запрещает идти напролом, оставляя на своём пути горы трупов (могут даже танк выдать для такого дела) . Предпочитаете более тихий подход – без вопросов. Всего сюжетных и побочных поручений наберётся около четырёх десятков. Избежать повторений одних и тех же типов миссий разработчикам не удалось, но разнообразия хватает, чтобы избавление французской земли от фашистов не приелось до самого финала. Здесь даже присутствует гонка на спортивных болидах того времени! Управление многочисленными транспортными средствами реализовано на привычном аркадном уровне, и трудностей во время поездок не возникает.
Шон – настоящий диверсант широкого профиля. Он и оружие в руках держать умеет, и незаметно под носом у немцев орудует, и за рулём чувствует себя уверенно (плавает он тоже превосходно, как поплавок), а мост взорвать для него проще, чем раскурить цигарку. Он и городским альпинизмом занимается с легкостью небезызвестных ассасинов. Эта способность, к слову, позволяет искать обходные пути и добиваться поставленной задачи, избегая бессмысленной пальбы. Но в случаях, когда применение грубой силы неизбежно, ирландец начинает уничтожать всё живое. Герой неплохо владеет навыками рукопашного боя, но они остаются в стороне, уступая место громыхающим пушкам.
Местные оккупанты развитым интеллектом похвастаться не могут. Зато их очень много и агрессивности им не занимать. Враги обязательно пойдут вперед, не позволят герою отдышаться за укрытием. Редкий фриц будет стоять и ждать, пока его прикончат. С вышек по Шону ведут прицельный огонь снайперы, на земле активно прессингуют автоматчики и даже огнеметчики, а концепт «песочницы» позволяет подкреплению появляться со всех сторон. Чем дольше сопротивляешься, тем больше давление. В итоге приходится в духе Grand Theft Auto избавляться от преследования, кажется, всего Вермахта. Грохочут пушки, из тел летят фонтаны крови, тушки совершают эффектные предсмертные кульбиты. В общем-то, ничего особенного, но скучать не дают, а удовольствие от такой веселой аркадной пальбы можно получить запросто.
Не теряют недруги сноровку, когда пытаются догнать Шона. Чем выше уровень тревоги, тем более серьёзные у преследователей средства передвижения. Появляются машины «SS», военные броневики и даже танки.
Но применением «метода имени Блажковича» дело не ограничивается. Шону не чужды и фокусы Хитмена. Достаточно бесшумно устранить врага, и герой примерит одежду немецкого солдата. Жертву необходимо прикончить голыми руками (от выстрела форма запачкается кровью и окажется непригодной). Механика «скрытной войны» реализована на довольно простом уровне, но бесполезной эту составляющую назвать нельзя. Замаскированному герою нельзя подходить близко к врагам – они с лёгкостью отличают истинного арийца от какого-то там ирландца. Ходит мистер Девлин во вражеской форме медленно, а странные действия (бег, прыжки, карабканье по стенам, минирование танка) вызывают подозрения у патрульных. Поэтому необходимо внимательно исследовать маршруты, постоянно быть на чеку, не заходить в зоны повешенной охраны (там даже униформа не спасёт). Получается занятная игра в шпионов, заставляющая немного подумать. Но даже если вас заметили, то еще не всё потеряно. Пока фриц достанет свисток и поднимет тревогу, можно быстренько его вырубить.
Нельзя не отметить своеобразную систему бонусов. Всего их десять штук, и у каждого три ступени развития. Чтобы Шон стал счастливым обладателем такой награды надо выполнить определённую задачку. В зависимости от характера «плюшки» меняются и условия. Хотите повысить точность и стрелять с меньшей отдачей, используя снайперскую винтовку? Тогда стреляйте исключительно в голову. Хотите получить более мощную взрывчатку? Разносите на мелкие куски вражескую технику. Причём, чем выше уровень бонуса, тем сложнее становятся условия. К примеру, для получения одного нужно уничтожить танк и цепеллин в рамках тревоги или взорвать десять нацистов за десять секунд. Вот уж где придётся проявить чудеса военной смекалки. Очень интересно, сложно (в хорошем смысле) и весело. Тем более за выполнение дают не просто пустой трофей, а вполне реальный бонус: в гараже появляются самые невероятные машины, Шон обретает нечеловеческие способности.
Сопротивление тоже оказывает ирландцу посильную помощь. Прикрывает во время побегов, в автомастерской доступны разные авто, распахивает свои кладовые «черный рынок». Там за местную валюту (контрабанда) можно приобрести новые пушки, улучшения для имеющихся стволов или улучшить показатели товарищей.
Помимо сюжетных и побочных миссий Шону есть чем заняться. Париж и прилегающие окрестности под завязку наполнены охраняемыми объектами, которые можно (и нужно) сносить. Снайперские вышки, блокпосты, бронетранспортёры, заправочные станции и прочие важные для оккупантов цели – простор невероятный. В некоторые места так просто не заберёшься. Зачастую выполнять «свободные цели» интереснее, чем основные. Такая подрывная деятельность премируется материально, да и районы постепенно избавляются от присутствия нацистов и там легче уйти от погони. Также Шон может принять участие в гонках или сходить на утиную охоту (затягивающее занятие).
Арт-дизайн бесспорно является выигрышной «фишкой» The Saboteur. Области, в которых сильно влияние нацистов, выполнены в чёрно-белом цвете. Только ярко-красные баннеры со свастикой, повязки на рукавах, алая кровь и свет фонарей выделяются в монохромном царстве этого французского филиала «Города греха». Собор Парижской Богоматери, Триумфальная арка, Эйфелева башня в таком своеобразном исполнении, под тихую музыку «парижской» гармошки, выглядят завораживающе. Однако стоит диверсанту завершить определённые задания, как окружение вновь наливается красками. Идея хорошая, но «цветные» текстуры нарисованы кое-как, сразу пролазит несовершенство мира, картинка теряет очарование.
И напоследок приятная новость владельцам PS3. Версия для их консоли получилась кои-то веки лучше, чем для Xbox 360, и демонстрирует неприлично высокий уровень антиалиазинга. «Лесенки» невооруженному взгляду практически незаметны, что при обилии прямых линий в городском дизайне делает картинку немного приятнее.
Diagnosis
Секс, наркотики, выпивка, ругань, ужасы, насилие, дискриминация, азартные игры. Тут есть, наверное, всё, что только можно в рамках рейтинга «М». Песочница для взрослых. Стильная, красивая, с десяткими самых разных заданий и множеством возможностей. Каждый элемент выполнен весьма просто, полно условностей, часто приводящих к нелепым (с точки зрения логики) ситуациям. Но из этого набора в итоге собирается удивительно гибкая и динамичная игра. Не слишком глубокая, но точно с душой.
Pro:
* Разнообразные (не без повторений) сюжетные задания
* Динамичные сражения с меткими и агрессивными врагами
* Возможность выполнять задания и разбираться с целями нацистов разными способами
* Оригинальная идея бонусов, заставляющая вытворять невообразимые вещи
* Эффектный арт-дизайн в стиле «Города грехов» Р.Родригеса
* Стриптиз, мордобой, кровь ведрами и взрывы мегатоннами
Contra:
* Просто реализованная механика скрытной войны c врагами
* «Цветной» мир смотрится много хуже черно-белого
* В комнате переодевания танцовщиц нельзя переключиться на вид от первого лица